России все еще надеется все-таки получить военно-морскую базу на Балканах
Сенат США ратифицировал договор о расширении НАТО и вступлении в альянс Черногории. За вступление Черногории проголосовали 97 американских сенаторов, против – двое. Сенатор от штата Кентукки Рэнд Пол проголосовал против. Он объяснил, что опасается обострения отношений с Россией и даже войны с ней. Тем не менее, госсекретарь США Рекс Тиллерсон просил сенаторов как можно быстрее одобрить вступление Черногории в НАТО – до саммита глав государств-членов альянса, который пройдет в конце мая в Брюсселе. Кроме того, вступление Черногории в НАТО поддержал и президент США Дональд Трамп. Конечно же, Россия возражает против расширения НАТО. О том какие риски несет собой такой шаг навстречу НАТО для Черногории и ее остывающих отношений с Россией - аналитик КИУ Мария Кучеренко.
Черногория еще на шаг приблизилась к вступлению в НАТО – Сенат США ратифицировал договор о расширении НАТО и присоединении к альянсу Черногории. После протестов, организованных с легкой руки России еще в ноябре 2015 года, не оставалось никаких сомнений в том, что расширение НАТО не станет для России чем-то самим собой разумеющимся. В случае с Черногорией это не только территория с потенциалом для размещения военно-морской базы, но и фактически потеря контроля над страной, куда выводились деньги представителей русских криминальных и околокриминальных кругов в тучные годы.
Лето 2015 запомнилось обилием просветительских мероприятий, спонсируемых официальной Подгорицей и Серевоатлантическим альянсом, что резко и вдруг сменилось беспорядками ноября 2015 года, когда часть протестующих отвечала на все вопросы СМИ штампами о НАТО, упоминая бомбардировки Подорицы в 1999 году в рамках операции “Обдуманная сила”. Но недовольство многих жителей страны вызывал вовсе не вопрос о членстве Черногории в НАТО, а безальтернативная в течение 25 долгих лет власть Мило Джукановича: начав карьеру как коммунист, непосредственно перед Югославскими войнами, он выступал с резкой критикой Милошевича, что позволило политику получить симпатии простых черногорцев, которым вовсе не хотелось умирать за знамена ЮНА. В конце октября, перед попыткой государственного переворота, организованного Россией, Джуканович уходит в отставку.
Дискуссии вокруг личности политика прекращаются окончательно из-за неудавшегося покушения на его жизнь, предотвращенное сербскими спецслужбами. Это был далеко не первый, но самый серьезный в последние несколько лет просчет России в отношении Балкан. Официальный Белград пошел на такой откровенный протест против российского вмешательства в политику в регионе не из чистого альтруизма, а из-за желания удержать лицо как перед ЕС, так и перед своими соседями, продемонстрировав отсутствие стремления к дестабилизации в сербо-черногорских отношениях: Сербии катастрофически не хватает союзников в назревающем Косовском вопросе, который неизбежно заденет граничащую с частично признанной республикой Черногорию.
Россия же, в свою очередь, достаточно тонко задействует другие сербские болевые точки: все еще живущую в умах тоску по Югославии, подогревая вопрос Косова, высказывая полное и всецелое одобрение стремлению “вернуть свои исконные территории”. При таком сценарии Черногории очень трудно будет оказаться не втянутой в очередную войну, на что ее изо всех сил будут провоцировать, так как участие в подобных локальных конфликтах отрежет стране все пути ко вступлению в НАТО. Очевидно, что это очередная ложь России в надежде все-таки получить военно-морскую базу на Балканах. Пусть даже и ценой достаточно стабильного мира в пороховой бочке Европы.