Осведомитель или предатель, информатор или герой?
Бывший агент Агентства по национальной безопасности Эдвард Сноуден предал огласке надзорные методы государственных органов США пять лет назад, однако руководители разведслужб жалуются на то, что откровения, содержащиеся в секретных документах, которые он вручил журналистам, никак не иссякнут.
К ним относится недавний отчет о программе массового наблюдения, которую проводит близкий союзник Америки, Япония, и новость о том, что АНБ следило за пользователями биткойнов в рамках программы по борьбе с терроризмом, наркотиками и отмыванием денег. Обе статьи были опубликованы изданием The Intercept, обладающим доступом к архивам Сноудена.
Высокопоставленный офицер контрразведки США заявил, что журналисты опубликовали лишь около 1% всех документов, находящихся на руках у 34-летнего американца, который сейчас живет в изгнании в России, «поэтому мы не думаем, что это дело в ближайшее время закончится».
«В прошлом году у нас было больше международных документов и взломов, связанных со Сноуденом, чем когда-либо, - сказал на недавней конференции Билл Эванина, руководитель Национального центра контрразведки и безопасности. - С 2013 года, когда Сноуден покинул страну, в печать просочились тысячи статей с очень важными данными».
5 июня 2013 года британская газета The Guardian опубликовала первую статью, основанную на информации Сноудена. Она показала, что тайный судебный ордер позволил правительству США получить от Verizon записи телефонных разговоров миллионов американцев. Более поздние публикации, в том числе в The Washington Post, рассказывали о других программах наблюдения, и, в частности, о том, как американские шпионские агентства получили доступ к информации через кабели, обеспечивающие телефонный и интернет-трафик.
Защитники Сноудена утверждают, что правительство США в течение многих лет преувеличивало ущерб, нанесенный его откровениями. Гленн Гринвальд, бывший журналист The Guardian, сказал, что существуют «многие тысячи документов», которые журналисты решили не публиковать, потому что они нанесли бы вред репутации людей или праву на неприкосновенность частной жизни, или потому, что они разоблачили бы «законные программы наблюдения».
«Прошло почти пять лет с тех пор, как газеты во всем мире начали сообщать об архиве Сноудена, и АНБ продолжало убеждать вас в том, что его файлы нанесли нам огромный ущерб, но ни разу не представило никаких доказательств того, что жизнь хотя бы одного человека оказалась под угрозой по его вине, не говоря уже о реальном ущербе», - сказал Гринвальд.
Джоэл Мелстад, представитель контрразведывательного центра, говорит, что в самую последнюю оценку ущерба, которая должна оставаться в тайне, внесли вклад пять разведывательных агентств США. По словам Мелстада, преданные огласке документы привели к тому, что граждане или объекты США подвергались риску, усилия по сбору разведывательных данных были подорваны, используемые для накопления данных инструменты были раскрыты, а партнерские отношения США за рубежом и разведывательные операции - дестабилизированы.
Сторонники Сноудена говорят, что правительство преувеличивает, утверждая, что осведомитель забрал с собой около 1 миллиона документов. «Я думаю, что количество опубликованных документов АНБ исчисляется сотнями, а не тысячами, - сказал адвокат Сноудена Бен Уизнер. - Каждый прошедший день и год уменьшает ценность и важность архивов. Вряд ли информация, которая была актуальной в 2013 году, может по-прежнему кого-то взволновать в 2018-м».