В Японии все большее число детей отказывается ходить в школу. Это явление называется «футоко». Пока цифры продолжают расти, многие задаются вопросом, является ли это прямым последствием изъянов школьной системы или проблемой самих учеников.
Десятилетний Юта Ито ждал наступления весеннего праздника «Золотой недели», чтобы рассказать своим родителям, что больше он не хочет ходить в школу.
Несколько месяцев он с большой неохотой посещал начальную школу – часто наотрез отказывался туда ходить. Там над ним издевались, он постоянно дрался с одноклассниками.
У его родителей было три варианта: договориться о встречах со школьным консультантом в надежде на улучшение ситуации, перевести его на домашнее обучение или отправить в специализированную школу. Они выбрали последний вариант.
Теперь Юта проводит свои школьные годы за любимыми занятиями - и он стал намного счастливее.
Юта - один из многих японских «футоко»: по определению японского министерства образования, это дети, которые не ходят в школу более 30 дней по причинам, не связанным со здоровьем или финансами. Этот термин интерпретировали по-разному: прогулы, страх перед школой или бойкот.
За последние несколько десятилетий отношение к «футоко» изменилось. До 1992 года отказ от посещения школы - тогда называемый «тококёхи», «сопротивление», - считался психическим заболеванием. Но в 1997 году терминология изменилась на более нейтральное «футоко», что означает «неявка».
Движение за создание специализированных школ началось в 80-х годах в ответ на растущее число футоко. Это альтернативные школы, которые работают на принципах свободы и индивидуальности.
Они служат приемлемой альтернативой обязательному образованию, наряду с домашним обучением, но по окончанию дети не получают официального аттестата.
Число учащихся, посещающих специализированные или альтернативные школы вместо обычных, за эти годы увеличилось с 7244 в 1992 году до 20 346 в 2017-м.
Отказ от посещения школы может иметь долгосрочные последствия, и есть высокий риск того, что молодые люди могут отделиться от общества и запереться у себя в комнате – явление, известное как «хикикомори».
Еще большее беспокойство вызывает количество учеников, покончивших с собой. В 2018 году число школьных самоубийств было самым высоким за 30 лет - 332 случая.
В 2016 году рост числа самоубийств среди учащихся побудил правительство Японии принять закон о предотвращении самоубийств с особыми рекомендациями для школ.
Так почему же столько детей в Японии отказываются от обучения?
Семейные обстоятельства, проблемы с друзьями и травля - одни из основных причин.
В целом отсеявшиеся говорят, что они не ладили с другими учениками, а иногда и с учителями.
Многие школы в Японии контролируют каждый аспект внешности своих учеников, заставляя перекрашивать каштановые волосы в черный цвет или не позволяя девочкам носить колготки или пальто даже в холодную погоду. В некоторых случаях школьные правила диктуют цвет нижнего белья учеников.