Ирина Алферова: какую тайну скрывает одна из самых красивых звезд кино

Ирина Алферова: какую тайну скрывает одна из самых красивых звезд кино

13 марта исполнилось 70 лет знаменитой актрисе театра и кино, народной артистке России Ирине Алферовой. Зрители ею восхищались, а коллеги недолюбливали – в театре «Ленком» ее называли ледяной красавицей за то, что она всегда держалась обособленно и вела себя, как многим казалось, холодно и высокомерно. Но на самом деле у этой отстраненности были совсем другие причины, о которых актриса обычно не говорит в интервью…

О своей семье и замужествах Ирина Алферова почти никогда не рассказывает – эта тема для нее слишком личная. Но те, кто знает ее близко, понимают, почему она стала такой закрытой. Еще в детские годы ей пришлось пережить немало драматических событий, которые не могли не наложить отпечаток на ее характер. Ирина родилась и выросла в Новосибирске. Ее родители познакомились в юридической школе, куда поступили после того, как прошли войну. Вскоре отец устроился на работу в органы госбезопасности. В 1950 г. у них родилась дочь Татьяна, а еще через год – Ирина. Поначалу сестры росли, ни в чем не нуждаясь. Но потом беды начали обрушиваться на их семью одна за другой.

Однажды дядя отца был проездом в Новосибирске и остановился у них переночевать. А на следующий день отца вызвали в юридическое управление КГБ и обвинили его в укрывательстве врага народа. В 1937 г. брат его матери был осужден за измену Родине, после этого воевал и, как считал отец Ирины, искупил свою вину. Но его руководство так не считало. Отцу пришлось написать рапорт об увольнении, после чего его перевели в уголовный розыск. Однажды он попал под поезд и лишился обеих ног. После этого ему пришлось уволиться с работы, и он сломался. Отец Ирины начал выпивать, и жизнь в семье превратилась в кошмар.


Ирина Алферова на конкурсе *Мисс Интеграл-1968*, Новосибирск

Из-за этих событий Ирина все больше замыкалась в себе, и занятия в школьном кружке самодеятельности стали для нее спасением от окружающей действительности. Казалось, уверенности в себе должен был добавить «Приз Прессы», полученный на конкурсе красоты «Мисс Интеграл-1968», но только на сцене она на время забывала о собственных проблемах и чувствовала себя счастливой. Поэтому после школы она отправилась в столицу поступать в театральный вуз. Решение уехать в Москву позже Алферова называла самым смелым поступком в своей жизни.

С первой же попытки ей удалось поступить в ГИТИС. В институте она избегала студенческих посиделок и тесного общения с однокурсниками и уже тогда заслужила репутацию нелюдимой ледяной красавицы. Однако за кажущимся высокомерием на самом деле скрывались комплекс тихони и «синдром провинциала». Из-за ее закрытости и замкнутости педагоги даже советовали ей подумать о выборе другой профессии.

У Алферовой с юности не было отбоя от поклонников, но их ухаживания она отвергала. До тех пор, пока не встретила сына болгарского дипломата, студента МГИМО Бойко Гюрова. Многие завидовали ей, когда она вышла замуж и уехала с мужем в Болгарию. Но на самом деле ее жизнь там вряд ли можно было назвать счастливой. Родные Бойко ее не приняли, а когда Ирина начала сниматься в телесериале «Хождение по мукам» и часто стала уезжать из дома, ее обвинили в том, что она бросила мужа и их дочь Ксению ради съемок. Этот брак вскоре распался, и Ирина с дочерью вернулась в Москву.

Какое-то время она оставалась без работы и жила у подруг. Когда Марк Захаров согласился принять ее в труппу театра «Ленком», ей показалось это настоящим спасением. Но радость вскоре сменилась разочарованием – режиссер давал Алферовой только роли в массовке. Актриса еле сводила концы с концами, и тут ей пришел на помощь коллега по театру – звезда «Ленкома» Александр Абдулов. Он выхлопотал для нее комнату в актерском общежитии, спустя год она стала его женой, а вскоре у супругов появилась и собственная квартира.

Казалось, ей наконец улыбнулось счастье. Они с мужем очень любили друг друга, дочь Ирины Ксению Абдулов принял как родную, но это счастье не было безоблачным. Конфликты случались и из-за неуемного темперамента супруга, и из-за его частых и шумных посиделок с друзьями, и из-за разногласий в творчестве. Абдулов был главным претендентом на роль Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах», но режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич в результате остановил свой выбор на Михаиле Боярском. Абдулов ожидал, что его жена, которую он сам привел на кинопробы на роль Констанции, из солидарности уйдет следом за ним. Но она не могла отказаться от этой работы, ведь на тот момент ее единственной звездной ролью была только Даша в «Хождении по мукам». А ее муж воспринял ее участие в съемках как предательство.


Между тем роль, которая превратила Алферову в одну из самых популярных и любимых в народе советских актрис, далась ей очень непросто. Режиссер видел в образе Констанции только Евгению Симонову, но на кандидатуре Алферовой настояли в Госкино, и на съемках Юнгвальд-Хилькевич ее попросту игнорировал. С ней не репетировали, практически все свои сцены она играла одна, с пустым стулом вместо партнера. В частых застольях актриса не участвовала, чем только еще больше раздражала коллег, считавших ее заносчивой и высокомерной. А для нее эти посиделки были напоминанием о том, что она видела в детстве. Спустя годы Алферова рассказывала: «Михаил Боярский всех держал в связке своей энергией! А режиссер ужасный, на мой взгляд. Ничего хорошего сказать не могу, потому что видела, как у него другие «мушкетеры» работали: пили, гуляли, и всем им не до картины было. Как получалось, так и ладно. Если бы не Боярский, фильм провалился бы с треском».

Абдулова вряд ли можно было назвать верным мужем, но себе он позволял то, чего не позволял супруге. Она никогда не давала ему поводов для ревности, но когда до него дошли слухи о том, что ее отношения с певцом Александром Серовым на съемках его клипа на песню «Ты меня любишь» вышли за рамки профессиональных, он им поверил. Оскорбленная недоверием, Алферова не стала оправдываться и предложила расстаться. Так и не расставив все точки над «и», самая красивая пара советского кино распалась.

Ее профессиональную жизнь тоже нельзя был назвать очень успешной. На протяжении 14 лет Ирина Алферова оставалась в театре «Ленком» на вторых ролях. Ее мать говорила: «По большому счету, лучшие годы провела на скамье запасных в театре. А могла бы сделать карьеру!» В кино она тоже снималась немного – большинство режиссеров видели в ней только эффектную внешность и не давали возможности раскрыть творческий потенциал. От некоторых ролей Алферова отказывалась сама – ей категорически не хотелось играть отъявленных злодеек, она считала, что с каждой такой ролью она бы впускала в себя часть этого негатива.

Но сама актриса не жаловалась на судьбу и часто повторяла: «Главное для меня – не роли, а родные люди… Если у меня что-то не получается, я не переношу этот негатив на весь мир. Это не значит, что мир плох и несправедлив, это значит только, что я в чем-то плоха. Не везет в этом, не беда – повезет в чем-то другом». В начале 1990-х гг. она наконец решилась уйти из «Ленкома» в новый театр «Школа современной пьесы», где ей предлагали роли, которых она заслуживала. Здесь она стала по-настоящему востребованной и реализованной актрисой.


Спустя годы ей действительно наконец улыбнулась удача. Долгие годы Ирина постоянно занималась самоедством и самокопанием, считая, что «все вокруг актеры, а я – недоразумение». Обрести уверенность в себе и душевную гармонию она смогла только в третьем браке с актером и режиссером Сергеем Мартыновым, с которым счастлива и по сей день.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130320/45770/