Очень хочется написать пост про Украину. В том смысле, что не про Трампа и не про Россию, а про Украину.
Трамп спел нам песенку черепахи Тортиллы: "Драться надо, так дерись". Он, конечно, продолжает трепыхаться, встречаться с теми и этими, угрожать тем и этим, но все уже давно поняли, что за 24 часа, дня или недели ничего не получится. У меня даже про 24 месяца уверенности нет. Мы имеем перед собой сложнейший европейский конфликт, и рассматривать его через призму чьей-то веры в американского отца-спасителя или, наоборот, чьего-то ТДС, несправедливо по отношению ни к одной стороне. Пока мы говорим о Трампе, мы говорим не о том. Можно мы не будем думать про большого розового слона?
А про Россию я не хочу говорить по двум причинам. Во-первых, там всё куда более однозначно. Диктатура, агрессор, бла-бла. Записана условно во враги. Она не претендует на НАТО или ЕС. Она на данный момент какая есть, как Китай, налоги и плохая погода. Во-вторых, можно очень много списать на войну и на агрессию России, уже списывают не один год и будут продолжать, и во многом это справедливо. Но списывать на это абсолютно всё - неправильно, а реагировать на любую критику воплями о российском агрессоре и о военном положении непродуктивно и откровенно вредно. Так что про большого голубого слона мы тоже думать не будем.
---------------
Мой учитель немецкого преподаёт язык новым иммигрантам, в основном беженцам. Почти половина украинцы, вторая половина - Ближний Восток и немного Африка. Остальных совсем мало, можно исключить из статистики. Он, это важно заметить, однозначно на стороне Украины в этой войне и прекрасно понимает, кто там агрессор.
Мы с ним политику мало обсуждаем, но тут он в контексте изучения языка упомянул "свежего" украинского иммигранта, и я поняла по описанию, что речь идёт о мужчине не старше сорока. Я спросила, откуда он взялся, оттуда же не выпускают мужчин. И мой учитель рассказал душераздирающую историю про то, как украинец бежал оттуда - аж три раза. Два раза его ловили и приходилось платить большие взятки, чтобы отпустили. На третий получилось. И он восстановился, наконец, с семьёй, которая его тут в Германии ждала.
Вообще-то, добавил учитель, он не первый такой, они бегут куда и как могут. Но не все могут, конечно. Туда жены и матери ездят, везут им западные товары, деньги, еду…
Погоди, говорю, туда можно ездить туда-сюда? Беженцам?
Мой собеседник вздохнул. Дальнейшая беседа напоминала…. Знаете как на пасхальном Седере спрашивают, чем эта ночь отличается от всех других ночей, и идёт перечисление? Вот в том же духе, чем отличаются украинские беженцы от остальных беженцев в Германии.
Всем остальным беженцам надо пройти три круга ада, чтобы доказать, что они беженцы, и далеко не у всех получается. Даже если они из каких-то адских мест. А украинцы могут быть из районов, куда ни одна бомба не упала, это не важно, сразу беженцы.
Всем остальным беженцам платят какое-то их беженское пособие, а украинцам платят как безработным немцам (там были какие-то детали, которые я не запомнила, но суть в том, что платят больше).
Все остальные беженцы туда-сюда ездить не могут, иначе какой ты беженец. Там же, типа, угроза для жизни и безопасности. Украинцы ездят туда-сюда совершенно спокойно. (По каким-то деталям я поняла, что это возмущает людей больше всего.)
Мой учитель смотрит на всех беженцев одинаково - все люди со сложной судьбой - и переживает из-за неравенства. Другие беженцы, говорит, украинцев недолюбливают, что не мудрено. Немцы, вроде, всё понимают, но подустали, денег в бюджете нет, вот сейчас идут разговоры о том, как бы уменьшить эти платы. А то некоторые интегрируются и идут работать, а другие так и сидят.
Я спросила, сколько, по его мнению, вернётся назад, когда война закончится. Он не знает никого, думает, что единичные проценты. А ещё он говорит, что абсолютно все украинцы, с которыми он говорил, плохо отзываются о Зеленском. Не, они патриоты своей страны, Путина ненавидят и всё такое, но о Зеленском он не слышал ни одного доброго слова.
------------------------------------------
Призрак бродит по Европе, призрак большой, бедной, полуразрушенной, коррумпированной страны у себя под боком. Страны, из которой, как только дадут добро, ломанутся в Европу пара миллионов мужчин с PTSD, у которых в этой Европе уже семьи, которые абсолютно никуда не собираются возвращаться. Страны, которую не на что восстанавливать, у самих денег нет. Страны, которая всё меньше напоминает демократическую, где преследуют оппонентов, где министры откупают своих сынков от армии, где с призывом в армию вообще такая муть, что лучше не начинать и где выборов не было уже… давно. Ну да, война.
Чтобы хоть как-то хоть за что-то заплатить Европа намерена экспроприировать деньги России, которые лежат в её банках. Это так себе прецедент. Европа хочет, чтобы её банков не боялись, это было бы хреново для развития. Если, как только тебя объявляют врагом, твои деньги fair game, ах боже мой, что станет говорить княги… саудовский принц? Плохая идея, если честно, но альтернатив тоже мало. Ну нет у них денег на Украину. Они, безусловно, избалованы своими социальными пакетами и огромными отпусками, но это бесполезный комментарий, поскольку отменить или урезать это всё политически невозможно - см. Францию. У них главная проблема, из-за которой на ушах пол страны, это увеличение пенсионного возраста с 62 до 64. Вы звери, господа, вы звери.
---------------------------------
Все, кого я читаю и с кем я разговариваю, от серьёзных публикаций до блогера Мони, едины в том, что хотят поражения России. Никто при этом не знает, что делать с победившей Украиной. Более того, им как-то боятся давать все эти миллиарды, даже если их найдут, учитывая уровень коррупции.
К сожалению, мотивация закончить данный конфликт сильно страдает от неспособности ответить на этот вопрос. (Да, там ещё маячит угроза Путина, но это другая тема, мы не будем о голубом слоне.) Европейцам откровенно не по себе от такого потенциального соседства. Они могут не говорить это официально, но они шепчутся в кулуарах. Потому что Украина вроде друг и хочет в Европу, значит нам надо помогать и восстанавливать и.. Но это же пипец. А с беженцами что делать?
Какие предложения я вижу? Одно из основных - выборы. Может не прямо-прямо сейчас, но не делать их зависимыми от окончания войны. Если сейчас очередной виток переговоров в Будапеште провалится - а я не оптимист - то стоит подумать. Да, это сложно организовать в военных условиях, но не невозможно. И обеспечить голосование беженцам в других странах. Правительству нужна легитимность.
Второе предложение - не бояться обсуждать реформы и соблюдение уже существующих законов. Они боятся делать помощь зависимой от таких требований, а зря. Тут мы опять скатываемся на что можно и что нельзя списать на войну, но если каждый раз, когда украинцам говорят, что у них серьёзные проблемы, огромное количество которых self inflicted, oни отмахиваются, мол, не время сейчас, то дальше будет хуже. Одно другому не мешает. То есть мешает конечно, но уж как есть. Нет варианта сначала закончить войну, а потом начинать разбираться со своим бардаком. Оно магически не случится, вдруг сразу, как только договор подпишут. А времени не будет. Надо разбираться сейчас. В страну, где царят демократия и законность, легче возвращаться и легче привлечь капитал и бизнес.
У Украины огромный потенциал, но на данный момент всё как-то печально. Впрочем, всё возможно - я сегодня видела фото Зеленского в пиджаке. Даже он понял, что не надо дожидаться конца войны, чтобы начать думать о мирском.